Понедельник, 17.12.2018, 14:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Журнал БЕЛОЕ ВРЕМЯ

ПРИГЛАШАЕМ К ПОЛЕМИКЕ

Главная » Статьи » Мои статьи

Страх и свобода.Протоиерей Алексей Шевчук.
Я свободен.
Я забыл, что значит страх…
Из песни.

Определения страха имеют в своём основании различное происхождение психологическое, медицинское (психиатрическое), философское, богословское. Однако при всём многоразличии исходных в определении основным является тревожное стеснённое состояние души человека в ожидании реальной, либо воображаемой беды.

В словаре В. Даля приводится следующее определение: "СТРАХ м. страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия". (Иллюстрированный энциклопедический словарь, электронная версия. Текст, иллюстрации © 2003 Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». Разработка, дизайн © 2003 ЗАО «Гласнет». Разработка © 2003 ЗАО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ».)

Языкознание подводит нас к толкованию природы страха. Немецкое слово Angst (нем. – страх) восходит к латинскому angustus и означает узкий, тесный. Таким образом, при крайне стесненных обстоятельствах, человек испытывает страх. На это указывает и латинское слово angor, которое означает сужение, стеснение, а также страх и беспокойство. Другое латинское слово angere еще более прозаично, двойное значение страха и сужения проявляется здесь гораздо отчетливее, ибо слово переводится и как давить, жать, сдавливать, ограничивать, сжимать, и как страшить, мучить, беспокоить. Как только мы стесняем себя, отделяем, изолируем, как только мы перестаем быть естественной частью целого, мы имеем дело со страхом.

Древнегреческий язык являет нам то же толкование явления страха. В Послании апостола Павла к Римлянам мы читаем в греческом оригинале: " " (Рим. 2:9). В Синодальном переводе этот стих читается как: "Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое". Именно многозначное понятие – можно перевести как затруднение, вызванное страхом, стеснение души, как отсутствие свободы.

Страх является неизбежным следствием ориентации сознания человека на внешний, материальный мир. Оставление и постепенное забвение горних, высших устремлений и желаний человека является грехом, преступлением пред Богом. "Делание зла" стесняющее и вызывающее скорбь в душе человека и есть глубинная причина страха. Человек "связан" путами греха, он не свободен. Он раб греха. Человек, удалившийся от Бога, удалился и от возможности познания Его. От этого неведенья Бога рождается страх. В обществе, в котором доминируют идеи материализма и атеизма, т.е. "свободы" от Бога, люди не освобождаются от страха, но напротив, страшатся будущего т.к. его нет – впереди неизбежная смерть. "Одна реальность наиболее реальна из всех реальностей в мире – смерть. Об этом нам неусыпно и немилосердно свидетельствуют и сознание человека, и ощущение человека, и чувства человеческие. Ведь в медицине, в науке, в философии мы побеждаем не саму смерть, но лишь ее предтеч: болезни и недуги. Причем побеждаем их частично и временно. Что такое триумфы науки, философии, техники перед страшащим фактом смертности всего людского? Не что иное, как бормотание смущенных и испуганных детей". (прп. Иустин (Попович). Философские пропасти. М.: - Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004.) Вполне понятен страх пред неизвестным, страх пред будущим, скрытым от нас завесой времени. Так и хотелось бы приподнять это тёмный полог и заглянуть туда, но Премудрость Божья не напрасно так устроила мир, чтобы мы имели надежду. Страх перед будущим порождает раболепное трепетание пред прошлым.

Страхи людей, ориентированных на рабскую зависимость перед прошлым, коренятся в том, что они не имеют свободы в Господе, ибо 17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. (2Кор. 3:17). Эти люди не могут найти своё место в реальности, поэтому они создают свой, виртуальный, фантазийный мир, убегают и "прячутся" в прошлом, сознательно или неосознанно идеализируя его. Не прислушиваясь к совету: 10 Не говори: "отчего это прежние дни были лучше нынешних?", потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом. (Эккл. 7:10):

Раб свою жизнь проживает в тоске по свободе:

Хвалит вчера, проклинает сегодня, надеясь на завтра,

Но наступает его долгожданное завтра… И что же?

Он уже хвалит всё то, что вчера предавалось проклятью…

Он проклинает всё то, что вчера ему было надеждой,

Снова надеясь на завтра и завтра опять наступает…

Только раба уже нет – он вчера перебрался в могилу,

Детям своим завещая надежду на новое завтра…

Что же рабу в его жизни проклятой тогда остаётся,

Если вчерашнее он никогда возвратить не сумеет,

Если извечное завтра несчастный увидеть не сможет?

Эти гекзаметры неизвестного автора хорошо иллюстрируют образ раба, но не раба Божьего, а раба "мира сего", жизнь, которого, напитана страхами.

Лишь любовь и свобода освобождают от страха. Закон любви выше и сильнее закона страха. "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви". (1 Ин. 4:18). Где есть любовь, там нет места страху. Страха перед отвержением от Бога. Не возмездия, а именно отвержения. Страх есть результат жизни без Бога, Богооставленности. Истинное упование на Волю Божью делает человека бесстрашным, но не безрассудным и неосторожным.

"Страшная и неумолимая реальность смерти заставила человечество сформулировать это убеждение в догму: смерть – это необходимость. Эту неприятную догму отец передавал в наследство сыну, человек – человеку, поколение – поколению. Человеку достаточно и одного взгляда, чтобы увидеть, что наша планета – ристалище, вымощенное человеческими черепами. И еще: ристалище, со всех сторон обнесенное смертью. А вселенная? Не есть ли это огромная, со всех сторон герметично закрытая гробница, в которой люди, как отчаявшиеся кроты, непрестанно копошатся и никак не выберутся из нее". (прп. Иустин (Попович). Философские пропасти. М.: - Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004.) Но, что невозможно человеку, то может Бог. Это только Он избавляет нас от страха, даёт надежду. Вопрос о свободе не может быть решён на основании внешнего опыта человека, но только на его самосознании.

"Через все нас ведет и во всем нас держит Божественная Христова любовь. Только с ней у нас нет страха. Нас не страшит ни смерть, ни грех, ни дьявол, ни мучения, ни несчастия". (прп. Иустин (Попович). Толкование на 1-ое соборное послание Святого Апостола Иоанна Богослова. М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999.) Преодолеть страх может только чувство более сильное, более высокое и великое - любовь. Освобождение от пут страха, от пут греха и есть в итоге действие веры. Личность, освобождённая от страха, становится истинно свободной. Путь спасения - это путь обретения свободы от греха. Это путь любви. "Кроме страшного Судии Бога ничего не будем бояться: ни человека, ни зверя, ни огня, ни меча, ни моря и ничего иного, что кажется страшным; ибо человек, созданный по образу Божию, есть господин и владыка земных тварей. Когда будете иметь страх Божий и не погаснет огнь любви Его в сердцах ваших". (Добротолюбие. т.4. - М.: Паломник, 2000.)

Протоиерей Алексий Шевчук. Я свободен.
Я забыл, что значит страх…
Из песни.

Определения страха имеют в своём основании различное происхождение психологическое, медицинское (психиатрическое), философское, богословское. Однако при всём многоразличии исходных в определении основным является тревожное стеснённое состояние души человека в ожидании реальной, либо воображаемой беды.

В словаре В. Даля приводится следующее определение: "СТРАХ м. страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия". (Иллюстрированный энциклопедический словарь, электронная версия. Текст, иллюстрации © 2003 Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». Разработка, дизайн © 2003 ЗАО «Гласнет». Разработка © 2003 ЗАО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ».)

Языкознание подводит нас к толкованию природы страха. Немецкое слово Angst (нем. – страх) восходит к латинскому angustus и означает узкий, тесный. Таким образом, при крайне стесненных обстоятельствах, человек испытывает страх. На это указывает и латинское слово angor, которое означает сужение, стеснение, а также страх и беспокойство. Другое латинское слово angere еще более прозаично, двойное значение страха и сужения проявляется здесь гораздо отчетливее, ибо слово переводится и как давить, жать, сдавливать, ограничивать, сжимать, и как страшить, мучить, беспокоить. Как только мы стесняем себя, отделяем, изолируем, как только мы перестаем быть естественной частью целого, мы имеем дело со страхом.

Древнегреческий язык являет нам то же толкование явления страха. В Послании апостола Павла к Римлянам мы читаем в греческом оригинале: " " (Рим. 2:9). В Синодальном переводе этот стих читается как: "Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое". Именно многозначное понятие – можно перевести как затруднение, вызванное страхом, стеснение души, как отсутствие свободы.

Страх является неизбежным следствием ориентации сознания человека на внешний, материальный мир. Оставление и постепенное забвение горних, высших устремлений и желаний человека является грехом, преступлением пред Богом. "Делание зла" стесняющее и вызывающее скорбь в душе человека и есть глубинная причина страха. Человек "связан" путами греха, он не свободен. Он раб греха. Человек, удалившийся от Бога, удалился и от возможности познания Его. От этого неведенья Бога рождается страх. В обществе, в котором доминируют идеи материализма и атеизма, т.е. "свободы" от Бога, люди не освобождаются от страха, но напротив, страшатся будущего т.к. его нет – впереди неизбежная смерть. "Одна реальность наиболее реальна из всех реальностей в мире – смерть. Об этом нам неусыпно и немилосердно свидетельствуют и сознание человека, и ощущение человека, и чувства человеческие. Ведь в медицине, в науке, в философии мы побеждаем не саму смерть, но лишь ее предтеч: болезни и недуги. Причем побеждаем их частично и временно. Что такое триумфы науки, философии, техники перед страшащим фактом смертности всего людского? Не что иное, как бормотание смущенных и испуганных детей". (прп. Иустин (Попович). Философские пропасти. М.: - Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004.) Вполне понятен страх пред неизвестным, страх пред будущим, скрытым от нас завесой времени. Так и хотелось бы приподнять это тёмный полог и заглянуть туда, но Премудрость Божья не напрасно так устроила мир, чтобы мы имели надежду. Страх перед будущим порождает раболепное трепетание пред прошлым.

Страхи людей, ориентированных на рабскую зависимость перед прошлым, коренятся в том, что они не имеют свободы в Господе, ибо 17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. (2Кор. 3:17). Эти люди не могут найти своё место в реальности, поэтому они создают свой, виртуальный, фантазийный мир, убегают и "прячутся" в прошлом, сознательно или неосознанно идеализируя его. Не прислушиваясь к совету: 10 Не говори: "отчего это прежние дни были лучше нынешних?", потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом. (Эккл. 7:10):

Раб свою жизнь проживает в тоске по свободе:

Хвалит вчера, проклинает сегодня, надеясь на завтра,

Но наступает его долгожданное завтра… И что же?

Он уже хвалит всё то, что вчера предавалось проклятью…

Он проклинает всё то, что вчера ему было надеждой,

Снова надеясь на завтра и завтра опять наступает…

Только раба уже нет – он вчера перебрался в могилу,

Детям своим завещая надежду на новое завтра…

Что же рабу в его жизни проклятой тогда остаётся,

Если вчерашнее он никогда возвратить не сумеет,

Если извечное завтра несчастный увидеть не сможет?

Эти гекзаметры неизвестного автора хорошо иллюстрируют образ раба, но не раба Божьего, а раба "мира сего", жизнь, которого, напитана страхами.

Лишь любовь и свобода освобождают от страха. Закон любви выше и сильнее закона страха. "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви". (1 Ин. 4:18). Где есть любовь, там нет места страху. Страха перед отвержением от Бога. Не возмездия, а именно отвержения. Страх есть результат жизни без Бога, Богооставленности. Истинное упование на Волю Божью делает человека бесстрашным, но не безрассудным и неосторожным.

"Страшная и неумолимая реальность смерти заставила человечество сформулировать это убеждение в догму: смерть – это необходимость. Эту неприятную догму отец передавал в наследство сыну, человек – человеку, поколение – поколению. Человеку достаточно и одного взгляда, чтобы увидеть, что наша планета – ристалище, вымощенное человеческими черепами. И еще: ристалище, со всех сторон обнесенное смертью. А вселенная? Не есть ли это огромная, со всех сторон герметично закрытая гробница, в которой люди, как отчаявшиеся кроты, непрестанно копошатся и никак не выберутся из нее". (прп. Иустин (Попович). Философские пропасти. М.: - Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004.) Но, что невозможно человеку, то может Бог. Это только Он избавляет нас от страха, даёт надежду. Вопрос о свободе не может быть решён на основании внешнего опыта человека, но только на его самосознании.

"Через все нас ведет и во всем нас держит Божественная Христова любовь. Только с ней у нас нет страха. Нас не страшит ни смерть, ни грех, ни дьявол, ни мучения, ни несчастия". (прп. Иустин (Попович). Толкование на 1-ое соборное послание Святого Апостола Иоанна Богослова. М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999.) Преодолеть страх может только чувство более сильное, более высокое и великое - любовь. Освобождение от пут страха, от пут греха и есть в итоге действие веры. Личность, освобождённая от страха, становится истинно свободной. Путь спасения - это путь обретения свободы от греха. Это путь любви. "Кроме страшного Судии Бога ничего не будем бояться: ни человека, ни зверя, ни огня, ни меча, ни моря и ничего иного, что кажется страшным; ибо человек, созданный по образу Божию, есть господин и владыка земных тварей. Когда будете иметь страх Божий и не погаснет огнь любви Его в сердцах ваших". (Добротолюбие. т.4. - М.: Паломник, 2000.)

Протоиерей Алексий Шевчук.
Категория: Мои статьи | Добавил: linerain (24.02.2010)
Просмотров: 1860 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [18]
Поиск
Часы
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Карты
    В избранное
    Смотрим-отдыхаем
    Переводчик
    ...
    Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz